Мамонов Петр Николаевич
Музыкант, актер театра и кино, поэт, театральный режиссер
3 546 2 0Возраст на момент смерти: 70 лет
Дата рождения: 14.04.1951
Место рождения: Москва
Дата смерти: 15.07.2021
Место смерти: Москва
Гражданство: Россия
Рост: 187
Знак зодиака: Овен
Семейное положение: Женат
Личный сайт: https://petrmamonov.ru/
Социальные сети:
Мамонов Петр Николаевич (14.04.1951 – 15.07.2021) – актер театра, кино и дубляжа, театральный режиссер. Музыкант, создатель рок-группы, поэт и автор сборников афоризмов. Обладатель профессиональных кино и музыкальных наград. Принял участие в съемках двадцати картин, написал более пяти томов афоризмов, выпустил более двенадцати музыкальных альбомов и восьми сборников.
Ранние годы
Родился в столице в простой советской семье. Детство прошло в одном из самых известных переулков Тверского района, где в свое время вырос Владимир Высоцкий. Отец трудился инженером, специализировался на доменных печах, мать была переводчиком. Петр рос очень неординарным и артистичным ребенком. Из-за этого родителей часто вызывали на беседу в школу по поводу поведения сына. Детство Петра прошло на московских улицах.
Рано начал интересоваться музыкой. Благодаря тому, что отец его приятеля работал переводчиком генерального секретаря ЦК КПСС, имел доступ к иностранным музыкальным пластинкам. Кроме того, достаточно рано стал демонстрировать способности к танцам. По словам его друга режиссера, журналиста и культуролога Александра Липницкого, Петр обладал врожденной пластичностью и гибкостью.
В юности создал музыкальный коллектив, с которым пел знаменитые тогда иностранные хиты, правда, в достаточно вольной манере исполнения. Музыкальные вкусы Петра Мамонова отличались от среднестатистических. Он предпочитал американскую музыку афроамериканских исполнителей, кроме того, много времени проводил и общался с представителями московских хиппи.
Образование
После получения аттестата поступил сначала в Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова (тогда полиграфический техникум). После техникума продолжил обучение в университете. Поступил на редакторский факультет Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, но не закончил его. Хорошо знал иностранные языки, среди которых: английский, шведский, норвежский.
Первые шаги в карьере и музыкальная деятельность
В молодости часто эпатировал своим поведением окружающих. Проходил обследование в психиатрической клинике и получил медотвод от службы в армии. Перебирался случайными заработками. Благодаря знанию иностранных языков – занимался переводами. Неудачи переживал тяжело, это в последующем найдет отражение в его творчестве и стихах. К 1980 году Петр напишет более пятидесяти песен.
На создание собственной уже взрослой группы, Мамонова вдохновила положительная обратная связь на его стихи и песни со стороны музыкального критика Артема Троицкого. В первый состав знаменитой советской рок-группы «Звуки Му» входил Петр и его сводный брат Алексей Бортничук. Репетиции проходили в коммуналке на юге столицы, где жил Петр Мамонов. Чуть позже к коллективу присоединились Павел Хотин и Александр Липницкий.
Первые концерты образовавшейся группы проходили в виде квартирников. Часто представляли собой совместную работу нескольких советских групп. Первый официальный концерт Мамонов провел в школе. Его манеру исполнения многие называли эксцентричным, гиперболизированным миксом. Стиль выступления солиста группы часто называли «русскими народными галлюцинациями».
В период с 1985-1986 года экспериментирует с алкоголем и запрещенными веществами. Весной 1985 года получил серьезное отравление, но выжил в отличие от брата его друга. Для обеспечения большей стабильности пошел на контакт и соглашение с московской общественной организацией, контролирующей советские рок-группы. Этот поступок коллеги из мира андеграунда длительное время осуждали.
Первая попытка записи студийного альбома оказалась неудачной. Несмотря на погружение в тему и проделанный большой объем работы, Петр считал, что музыка получается неживой и альбом так и не был записан. В 1986 году коллектив «Звуки Му» выступил на двух концертах, после чего несколько самых популярных и уважаемых советских рок-коллективов признали коллектив Мамонова лучшей московской группой.
Практически все время работы в группе Петр экспериментировал с составом, добиваясь нужного звучания. С 1987 года группа начинает ездить по советским городам с концертной программой. Вместе с ростом популярности коллектива, росла и частота упоминаний в журналах («Юность», «Урлайт», «Рио» и др.). Через год удается записать два студийных альбома, куда вошли ранние песни и совершенно новый материал.
После этого коллектив Мамонова выходит на международную арену. Первые гастроли проходили по странам Европы, позднее группа уехала в длительный тур в США и Южную Африку. Группа переживала период огромной популярности как внутри страны, так и за ее пределами. Вернувшись на родину, Мамонов снова изменил состав группы и через год поехал в очередные гастроли в США двойным составом.
В 1991 году выходит новый альбом «Звуки Му», который состоял из одиннадцать композиций. По словам музыкальных критиков, альбом был своеобразным прощанием группы. В нем ощущалась некоторая вымученность и при этом сохранялся все тот же психоделический заряд. В тот же период Петр загорается идеей создания музыкальной студии в помощь начинающим музыкантам.
Студия просуществовала около двух лет, но в целом этот проект оказался неуспешным во многом из-за особенностей характера Мамонова. К 1993 году был создан новый состав группы и вышел пятый альбом «Грубый закат». Из-за возрастающей нагрузки и востребованности в кино, Мамонов не мог уделять нужное количество времени и внимания группе и к 1996 году коллектив распался.
По словам Петра Николаевича он потерял группу из-за того, что не смог выстроить отношения и пытался решить все спорные моменты через давление. Кроме того, музыканту по словам критиков было тесно работать в рамках только рок-музыки. Последней групповой работой стала запись альбома «Жизнь амфибий, как она есть». Следующие выступления под именем группы состоялись с участием только Петра Мамонова.
В последующем вышло еще несколько альбомов, попавших в дискографию группы «Звуки Му»: «Шоколадный Пушкин», «Электро Т», «Мыши 2002», «Зелененький», «Великое молчание вагона метро», «Сказки братьев Гримм». Кроме того, записи рок-группы вышли в таких сборниках и альбомах как: «Шкура неубитого», «Шкура неубитого 2», «Одно и то же», «Live in Liverpool» и др.
Дискография
- 1988 — «Простые вещи» (Группа «Звуки Му»)
- 1988 — «Крым» (Группа «Звуки Му»)
- 1989 — «Zvuki Mu» (Группа «Звуки Му»)
- 1991 — «Транснадёжность» (Группа «Звуки Му»)
- 1994 — «Русские поют» (Проект «Мамонов и Шумов»)
- 1995 — «Грубый закат» (Группа «Звуки Му»)
- 1996 — «Жизнь амфибий, как она есть» (Группа «Звуки Му»)
- 1996 — «П. Мамонов 84—87»
- 2000 — «Шоколадный Пушкин» (Группа «Звуки Му»)
- 2002 — «Электро Т» (Группа «Звуки Му»)
- 2003 — «Мыши 2002» (Группа «Звуки Му»)
- 2003 — «Зелёненький» (Группа «Звуки Му»)
- 2003 — «Великое молчание вагона метро» (Группа «Звуки Му»)
- 2005 — «Сказки братьев Гримм» (Группа «Звуки Му»)
- 2011 — «Одно и то же»
Работа в кино
Дебют в кино Мамонова случился в 1988 году. В знаменитом драматическом триллере Рашида Нугманова «Игла» сыграл хирурга Артура, поставлявшего наркотики. Фильм про попытки главного героя в исполнении Виктора Цоя спасти от наркозависимости девушку Дину стал лидером проката 1989 года. По мнению некоторых экспертов входит в список культовых картин мирового кино.
В 1990 году начинающий режиссер и сценарист Павел Лунгин пригласил на главную роль Петра в комедийную драму «Такси-блюз». По словам режиссера это была очень личная история, в которой он отразил свои переживания по поводу произошедшего развала Советского союза и времени перестройки. Вместе с Мамоновым на площадке работали: Петр Зайченков, Владимир Кашпур, Елена Сафонова и др.
В основе сюжета история короткой вынужденной дружбы двух непохожих мужчин. Талантливого саксофониста — слабого на первый взгляд человека, которого при этом невозможно сломить и волевого таксиста, старой советской закалки, озлобленного на весь мир. Картина получила награду на Каннском кинофестивале в 1990 году и была номинирована на две престижные международные кинопремии («Сезар» и «Золотой глобус»).
Следующая яркая работа – военная драма Никиты Тягунова, снятая по одноименному рассказу американского писателя и прозаика Уильяма Фолкнера «Нога». История о молодом парне, потерявшим ногу во время афганской войны. После возвращения он оказывается в новом кошмаре. Партнерами по съемочной площадке стали: Иван Охлобыстин, Фархад Махмудов, Оксана Мысина и др.
Длительное время Петр Мамонов вел уединенный образ жизни и отказывался сниматься в кино, несмотря на предложения режиссеров. Сергей Лобанов ездил к Мамонову, чтобы лично уговорить его сняться в своей картине. Петр согласился и в 2001 году Лобанов с творческим объединением СВОИ2000 снял фантастическую драму «Пыль». Фильм снят в стиле «живой камеры», с целью погружения зрителя в гущу событий.
Пыль, по задумке авторов – это метафора рутины и суеты, в которой живут люди. Жанр фантастический реализм с элементами фантастики как нельзя лучше отражает главную идею. В прокат «Пыль» вышел летом 2005 года. Работа режиссера Сергея Лобанова была отмечена наградами на российских и международных кинофестивалях: Московский кинофестиваль, «Сталкер», «Киношок» и др.
Осенью 2005 года Петр снялся в мощной драме Павла Лунгина «Остров». Съемки проходили рядом с Соловками, длились около двух месяцев. Мамонов сыграл главную роль – монаха, обладающего даром прозорливости и исцеления. По словам режиссера, Мамонов играл в большей степени самого себя. Именно поэтому после выхода картины большое число людей отправилось в паломничество к его дому в мирской жизни.
В прокат картина вышла осенью 2006 года. Кассовые сборы составили более трех миллионов долларов при бюджете на производство в полтора миллиона. За работу в фильме «Остров» Мамонов получил несколько престижных профессиональных наград. Во время церемонии вручения премии Петр Николаевич произнес обличительную речь и подверг критике беспечность общества, чем шокировал присутствующих.
В 2007 году режиссер Павел Лунгин рассказал о своем намерении снять исторический фильм о русском царе Иване Грозном. Главная роль в картине отводилась Петру Мамонову. Фильм «Царь» рассказывает о противостоянии Ивана IV и митрополита Филиппа (в исполнении Олега Янковского, последняя его работа в кино) в разгар Опричнины и Ливонской войны. Премьера состоялась осенью 2009 года.
В период с 2008 по 2010 годы Мамонов принял участие в съемках абсурдистской дилогии Сергея Лобана «Шапито-шоу». Музыкальная комедийная драма состояла из двух частей: «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество». Сюжеты новелл рассказывают о героях и происходящих в их жизнях переломных моментах. Истории разворачиваются параллельно друг другу, при этом зрители могут наблюдать пересечения и общую точку в концовке.
В фильме принимали участие профессиональные и непрофессиональные актеры: Вера Строкова, Алексей Подольский, Станислав Барецкий, Наталья Рожкова, Сергей Колесников, Андрей Лошак, Дарья Спиридонова и др. В 2011 году картина была показана на различных кинофестивалях и собрала несколько призов. В широкий прокат артхаусный музыкальный фильм вышел в начале 2012 года.
Среди популярных проектов более позднего периода стоит отметить небольшую роль уголовного авторитета в исторической военной драме «Пепел» и работу в боевике Егора Баранова «Иерей-сан. Исповедь самурая». Последней киноработой Петра стала главная роль в короткометражной драме Анны Кузьминых «Чай». Камерное кино об исчезающей российской деревне и мудрости, которая говорит о том, что прав тот, кто уступит.
Фильмография
Популярные фильмы с участием Петра Мамонова по версии «КиноПоиск»:- 1988 — «Игла» (Режиссер Рашид Нугманов)
- 1990 — «Такси-блюз» (Режиссер Павел Лунгин)
- 1991 — «Анна Карамазофф» (Режиссер Рустам Хамдамов)
- 1991 — «Нога» (Режиссер Никита Тягунов)
- 1994 — «Терра инкогнита» (Режиссер Яннис Типальдос)
- 1995 — «Время печали ещё не пришло» (Режиссер Сергей Сельянов)
- 2005 — «Пыль» (Режиссер Сергей Лобан)
- 2006 — «Остров» (Режиссер Павел Лунгин)
- 2009 — «Царь» (Режиссер Павел Лунгин)
- 2010 — «Игла Remix» (Режиссер Рашид Нугманов)
- 2011 — «Шапито-шоу: Любовь и дружба» (Режиссер Сергей Лобан)
- 2011 — «Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество» (Режиссер Сергей Лобан)
- 2013 — «Пепел» (Режиссеры: Вадим Перельман, Тимур Вайнштейн)
- 2015 — «Иерей-сан. Исповедь самурая» (Режиссер Егор Баранов)
- 2020-... — «Каждому своё» (Режиссер Игорь Гринякин)
Театральная карьера
Впервые как театральный актер выступил в начале девяностых. Играл на сцене Электротеатра Станиславского (тогда Московский драматический театр имени Станиславского) в спектакле «Лысый брюнет». Следующей работой стала театральная постановка «Полковнику никто не пишет» по одноименной повести колумбийского писателя-прозаика Габриэля Гарсиа Маркеса. Спектакль не был успешным, а Мамонов разочаровался в себе как в режиссере.
После распада группы «Звуки Му» Петр переживал депрессию. По его словам, в тот период он имел все, что хотел до этого, кроме ответа на вопрос: «Зачем?». Именно тогда начал интересоваться православием и через богословные книги искать ответы на свои вопросы. В тот период одним из важных проектов стал для него спектакль «Есть ли жизнь на Марсе?», в котором он играл до 2001 года.
Следующей театральной работой стал моноспектакль «Шоколадный Пушкин». Представляла собой литературный текст, который Петр Николаевич читал в стиле трип-хопа. Критики высказывали диаметрально противоположные взгляды об этой работе. Театральная постановка в виде «литературных вечеров» шла на сцене около четырех лет. Последний раз была сыграна в 2005 году на сцене Московского государственного театра эстрады.
Семья
По некоторым данным в молодости был женат и имел от этого брака ребенка. Никакой информации по этому поводу журналистам Мамонов не давал. Известно, что в начале восьмидесятых познакомился с будущей супругой. В 1982 году Петр и Ольга поженились. В браке родилось двое сыновей – Иван и Даниил. У Ольги и Петра Мамоновых было два внука от младшего сына – Тихон и Михаил.
Состояние здоровья и смерть
Из-за нездорового образа жизни в молодости, Петр испытывал проблемы со здоровьем. Пережил операцию на сердце после диагностирования инфаркта. Летом 2021 года был госпитализирован в тяжелом состоянии. По информации врачей у Мамонова была обнаружена коронавирусная инфекция. 15 июля скончался в результате осложнений болезни. Похоронен в городе Верея Наро-Фоминского городского округа Московской области.
Награды и звания
- 2006 — Премия «Своя колея» — За вклад в возрождение православной культуры России
- 2006 — Приз кинофестиваля «Московская премьера» — Лучшая мужская роль («Остров»)
- 2007 — Ника — Лучшая мужская роль («Остров»)
- 2007 — Золотой орёл — Лучшая мужская роль («Остров»)
- 2007 — Жорж — Лучший российский актер
- 2021 — Орден Дружбы — За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность