Опубликовано: 01.09.2021

Высоцкий Владимир Семенович

Актер театра и кино, поэт, сценарист, бард, автор-исполнитель

Высоцкий Владимир Семенович

Возраст на момент смерти: 42 года

Дата рождения: 25.01.1938

Место рождения: Москва

Дата смерти: 25.07.1980

Место смерти: Москва

Гражданство: Россия

Рост: 170

Знак зодиака: Водолей

Семейное положение: Женат

Последнее обновление: 10 февраля 2023

Высоцкий Владимир Семенович (25.01.1938 – 25.07.1980) – поэт, бард и композитор. Популярный советский исполнитель песен и текстов, сценарист, актер театра и кино. Обладатель государственной премии СССР и посмертной премии МВД России. За свою жизнь провел более тысячи концертов в России и за рубежом. По данным опроса ВЦИОМ, проводимым в 2018 году, входит в число кумиров XX века.

Ранние годы

Родился в Москве. Отец – Семен Вольфович был военным, мать – Нина Максимова трудилась переводчиком. С началом войны отец ушел на фронт, мать с сыном несколько лет жили в эвакуации. После окончания Великой Отечественной войны, Высоцкий с мамой вернулись в столицу. Отец вернулся с фронта, развелся с матерью и повторно женился на Евгении Лихолаповой, которую впоследствии Владимир называл «мама Женя».

В первый класс пошел в Москве, учился плохо. Мать много работала и в 1946 году сын переехал жить к отцу в новую семью. Спустя время тот получил назначение в Германию, куда переехал вместе с сыном и второй супругой. Жили в небольшом немецком городе Эберсвальде в тридцати километрах от польской границы. Евгения Лихолапова занималась с мальчиком, благодаря чему он подтянул учебу и увлекся музыкой.

В 1949 году вернулся с семьей отца обратно на родину. Поселились в коммуналке в Тверском районе в знаменитом Большом Каретном переулке. В школе кроме музыки стал интересоваться литературой. С начальной школы начал писать, по словам самого Высоцкого, сначала это были «… всякие вирши и стихи про салют», потом пародии и более серьезные произведения. Эпизоды из школьной жизни и родительских отношений позднее найдут отражение в его творчестве.

Образование

За год до совершеннолетия Нина Максимова подарила сыну гитару. В том же году Высоцкий окончил среднюю школу и успешно сдал вступительные экзамены, пройдя по конкурсу более семнадцати человек на место. Поступил по рекомендации семьи на механический факультет в Московский государственный строительный университет (до 1993 года Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева).

Спустя полгода Владимир Семенович бросил учебу в строительном университете. Летом 1956 года успешно сдал вступительные экзамены и поступил в школу-студию МХАТ. Вначале учился на курсе у режиссера Бориса Вершилова, после его смерти курсом стали руководить актеры и театральные педагоги Александр Комиссаров и Павел Массальский. Играть в спектаклях и участвовать в самодеятельности начал с первых курсов.

Учился хорошо, многие педагоги отмечали у него способности к творчеству и актерскому мастерству. За время студенчества сыграл в таких спектаклях как: «Гостиница Астория», «Ведьма», «Иванов», «Свадьба» и др. В 1960 году завершил обучение, сыграв в дипломном спектакле «На дне», поставленный по одноименной пьесе поэта, прозаика и драматурга Максима Горького.

Театр и работа на телевидении

Получив диплом, Владимир Высоцкий был приглашен в труппу Московского драматического театра имени Пушкина, где проработал два года. Из-за хриплого голоса и нестандартной внешности на сцене играл редко, чаще всего был задействован в эпизодах или небольших ролях. Кратковременно играл в Московском театре миниатюр и пробовался устроиться в «Современник».

В 1964 году был принят в труппу Московского театра на Таганке, где проработал более пятнадцати лет и до самой смерти. Именно в этом театре актер не только блистательно сыграл свои лучшие роли, но и смог предстать перед зрителем в различных амплуа. Среди театральных работ, в которых был задействован Высоцкий, значатся: «Послушайте!», «Мать», «В поисках жанра», «Пристегните ремни», «Гамлет», «Преступление и наказание», «Вишневый сад» и др.

Одной из наиболее ярких ролей, сыгранных Владимиром Семеновичем – стала роль Гамлета по одноименной пьесе британского драматурга Уильяма Шекспира. Высоцкому удалось сделать средневекового героя современным. Спектакль играли в обычных свитерах и джинсах, главный герой пел песни под гитару. Вместе с датским принцем Высоцкий чувствует муки и боль, проживая весь спектр эмоций и чувств своего героя на сцене.

По мнению некоторых экспертов литературы и творчества Высоцкого, тот получил возможность путешествовать за границей, выступать и играть на сцене Гамлета благодаря женитьбе на известной французской актрисе Марине Влади. Интересно и сходство, которое они отмечают между ролью Влади на судьбу Владимира Высоцкого и влиянием Маргариты в жизни Мастера в одноименном романе Михаила Булгакова.

Вместе с актерами театра на Таганке выезжал за границу со спектаклями. В 1977 году спектакль «Гамлет» был назван лучшей иностранной постановкой по версии французских критиков. Во время зарубежных поездок Высоцкий познакомился с огромным количеством известных творческих людей: Михаил Барышников, Милош Форман, Михаил Шемякин, Жан Татлян и др. Посетил с гастролями: Венгрию, Францию, Польшу, Германию и др.

Раннее творчество в карьере автора-исполнителя

В начале своей театральной карьеры длительное время не был востребован. В этот период Высоцкий начинает активно писать стихи и сочинять к ним музыку. Начальное творчество связано с дворовой тематикой. Для того, чтобы проводить официальные концерты Высоцкому требовалось согласовать репертуар песен в специализирующейся на этом государственной организацией.

Обращения за согласованием репертуара ни к чему не привели, и Высоцкий выступал «неофициально». Местом для проведения концерта могла выступить любая площадка: кафе, институт, туристический лагерь и т.д. С ростом популярности и известности Владимира Высоцкого, его концерты собирали огромную аудиторию. Свои песни он называл стихами, положенными на музыку, в его случае на гитару.

Некоторые критики при жизни упрекали его в излишней примитивизации музыки. На это Владимир Семенович отвечал, что использует этот прием целенаправленно для того, чтобы не отвлекать слушателей от слов и давать им возможность лучше воспринимать текст. Если начало творчества барда связано с дворовой романтикой, то в последующем он обращается к военной тематике и философской лирике.

В качестве литературных приемов в своем творчестве он часто использовал иносказания, стилизации, гротеск и т.д. Творчество Высоцкого воспринималось от первого лица и на протяжении всей жизни зрители и слушатели могли проследить его трансформацию. Более поздняя поэзия представляет собой синтез и повторную проработку на заявленные темы, но уже с учетом его нового опыта.

В середине семидесятых в советской газете выходит изобличительная статья, обвиняющая барда в незаконной предпринимательской деятельности. Суд вынес оправдательный приговор в отношении Высоцкого, после чего, ему присвоили концертную ставку в соответствии с установленной тарифной сеткой. Позднее Владимира еще несколько раз привлекали к расследованиям уголовных дел, связанных с незаконной продажей билетов на его концерты.

Свои концерты он строил по принципу песенного романа, разговаривая со сцены со зрителем. Во время концерта Владимир Семенович рассказывал о своем творчестве и о себе напрямую и через произведения. Первая пластинка с записью его песен вышла в конце шестидесятых. Это были песни из кинофильма «Вертикаль», где Высоцкий не только сыграл главную роль, но выступил в качестве автора-исполнителя.

Среди наиболее популярных музыкальных работ Высоцкого можно отметить: «Он не вернулся из боя», «Баллада о любви», «Скалолазка», «Кони привередливые», «Диалог у телевизора», «Ноль Семь», «Песня о друге», «Моя цыганская», «Лирическая», «Баллада о борьбе». За свою жизнь написал около шестисот песен и ста стихотворений. Всего провел более тысячи концертов на территории Советского союза и за рубежом.

Критика и запрет к публикации

С ростом популярности и признания, росло и количество критики в адрес Владимира. Претензии имели разный характер – от выбранных тем песен и примитивности мотива до упреков в спекуляции на своих выступлениях. При этом, официальные публикации его творчества были запрещены. За время его жизни в печать вышло только одно стихотворение в 1975 году, а в 1978 году произведения Высоцкого вошли в непериодический литературный сборник.

В период с 1974 года вышло всего семь небольших пластинок с песнями Владимира Семеновича, большая часть которых была взята из кинофильмов. Две огромных диска, записанных на всесоюзной фирме грампластинок советские граждане так и не увидели при жизни барда. В то же время часть записанных дисков с момента их записи поставлялись на зарубежный рынок.

Во время заграничных поездок в период с 1972 по 1976 годы Высоцкому удалось записать несколько своих музыкальных пластинок: в Болгарии, США, Канаде и Франции. К части песен на этих альбомах записывалась оркестровая аранжировка, что нетипично для творчества советского барда. Интересно, что некоторые из этих пластинок были записаны с одного дубля и поступили в продажу посмертно.

Работа в кино

Впервые снялся в кино будучи студентом второго курса школы-студии. Сыграл эпизодическую роль в мелодраме «Сверстницы» режиссера Василия Ордынского. Всего после монтажа Высоцкий находился в кадре не более двадцати секунд. Следующую роль получил уже после окончания театрального. Это была более заметная работа в комедийной мелодраме «Карьера Димы Горина».

Вплоть до 1966 года снимался по большей части в проходных ролях, которые после монтажа и просмотра худсоветом были сильно сокращены в хронометраже итоговой версии картины. Важным в фильмографии Высоцкого стал приключенческий фильм «Вертикаль», для которого он написал семь песен. В финальную версию две песни не вошли. Снимали фильм об альпинистах начинающие тогда режиссеры Станислав Говорухин и Борис Дуров.

В прокат вышел в конце 1966 года и был хорошо встречен зрителями. За первый год его посмотрело более тридцати миллионов человек. По сути, зрители впервые массово узнали о существовании Высоцкого как профессионального актера и познакомились с ним не как с автором-исполнителем дворового жанра. В «Вертикали» удалось удачно интегрировать в сюжет песни Высоцкого и компенсировать ими простоту драматургии.

В «Вертикали» звучали песни «Если друг оказался вдруг…», «Свои обиды каждый человек», «Военная песня», «Вершина», «Прощание с горами», четыре из которых позднее поступили в продажу на небольших пластинках. Вышедшую в том же году на экраны мелодраму «Стряпуха» со своим участием, Высоцкий назовет неудачной. При этом фильм посмотрело более тридцати миллионов человек.

В октябре 1968 года состоялась премьера военной драмы «Служили два товарища». Последние годы гражданской войны. Для полного разгрома белогвардейцев красным необходимо захватить территорию Крыма. Исторические события показаны через призму главных героев: двух солдат Красной армии и поручика из армии Врангеля. В картине образы представлены не гротескно и находятся примерно на одном идеологическом уровне.

Красноармейцев, обладающих совершенно разными характерами и принадлежащих разным сословиям, сыграли Олег Янковский и Ролан Быков. На роль офицера белогвардейца был утвержден Владимир Высоцкий. Начальник актерского отдела был категорически против кандидатуры Высоцкого, однако вмешательство лауреата Сталинских премий и режиссера Михаила Ромма помогло утвердить его на заявленную роль.

Высоцкому удалось показать своего героя как яростного, сильного и жестокого человека. Он воссоздал на экране образ бесстрашного, прямолинейного и принципиального врага, уйдя таким образом от заезженного клише. Именно через героя Высоцкого авторы показывают трагедию белогвардейского движения. Некоторые эксперты и зрители считают, что эта роль в киношном бэкграунде актера была одной из самых сильных.

Летом 1968 года начались съемки детективного художественного фильма «Хозяин тайги», где актер сыграл грозного и хриплого бригадира сплавщиков, делящего людей на подчиняющихся и подчиняющих. Процесс утверждения Владимира на роль сопровождалась длительным согласованием. Все это происходило на фоне негласного запрета его выступлений и критики его творчества.

Хотя сам Высоцкий остался работой недоволен, считается, что ему удалось раскрыть и показать теневую сторону своего персонажа. Партнером и антогонистом по площадке стал его товарищ по театру на Таганке – Станислав Говорухин. Следователь Сережкин (в исполнении Говорухина) расследует ограбление в таежном поселке. Премьера состоялась в 1969 году, в первый год ее посмотрело более двадцати пяти миллионов зрителей.

Еще одним популярным среди зрителей фильмом с участием актера стал мюзикл Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». История темнокожего мальчика (Владимир Высоцкий), подаренного Петру I, который после возвращения из длительного зарубежного обучения влюбляется в богатую дворянку. Главные роли исполнили: Алексей Петренко, Ирина Мазуркевич, Семен Морозов, Валерий Золотухин и др.

По мнению критиков, в первых киноработах Владимир Семенович отталкивался не от своего внутреннего состояния, а шел от шаблона, не стремясь к самостоятельности. Тем не менее, просмотр ранних работ позволяет проследить за профессиональными изменениями и творческим путем, за время которого раскрывается актерский талант Высоцкого и его самоидентичность.

Одной из выдающихся работ в кино стала роль капитана Глеба Жеглова в детективном сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», снятого по мотивам романа советских писателей Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». Высоцкий обладал точной внутренней характерностью своего героя, именно поэтому одежда, жесты, манера разговора и поступки в кадре, казалось, принадлежат реальному человеку.

В основе сюжета лежит история профессиональной деятельности советской милиции и ее противостояние уголовным элементам, расплодившимся во время войны и в период послевоенной разрухи. Одним из главных вопросов, который задает герой Высоцкого, касается того, как следует обходиться с террором. Стоит ли отвечать на него силой или необходимо терпеть и искать другие действенные способы?

Во время работы над картиной актер много времени проводил в съемочной команде, погружался в детали и активно участвовал в большой количестве рабочих процессов. Он одинаково гармонично смотрелся в кадре и вне камеры. Актерская игра была отмечена на кинофестивале в 1981 году специальным призом, а позднее за эту работу он был награжден государственной премией, правда, посмертно.

В основной актерский состав вошли: Владимир Конкин, Сергей Юрский, Наталья Фатеева, Леонид Куравлев, Александр Белявский, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян и др. На крупнейшем русскоязычном интернет-сервисе о кино имеет высокий рейтинг и более сорока пяти рецензий, более девяносто процентов которых положительные. Входит в список лучших фильмов, занимая почетное место в первой двадцатке.

Последней ролью в фильмографии актера стала работа над съемками драматического трехсерийного фильма «Маленькие трагедии» Михаила Швейера. Снят по мотивам сочинений русского писателя и поэта Александра Пушкина. Представляют собой рассуждения о том, как далеко готов зайти человек, охваченный губительной страстью и рабским поклонением своим неуемным желаниям.

Чтобы утвердить Высоцкого на роль Дон Гуана, потребовалось более двух месяцев согласования его кандидатуры через различные инстанции. В фильме снимались: Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский, Валерий Золотухин, Георгий Тараторкин и др. Премьерный показ состоялся в начале 1980 года, на который актер не смог приехать. Зрители увидели картину летом. Через несколько недель после выхода первой серии, Владимир Высоцкий скончался.

Фильмография

Популярные фильмы с участием Владимира Высоцкого по версии «КиноПоиск»:
  • 1961 — «Карьера Димы Горина» (Режиссеры: Фрунзе Довлатян, Лев Мирский)
  • 1963 — «Живые и мертвые» (Режиссер Александр Столпер)
  • 1966 — «Вертикаль» (Режиссеры: Борис Дуров, Станислав Говорухин)
  • 1966 — «Стряпуха» (Режиссер Эдмонд Кеосаян)
  • 1967 — «Короткие встречи» (Режиссер Кира Муратова)
  • 1968 — «Служили два товарища» (Режиссер:Евгений Карелов)
  • 1968 — «Интервенция» (Режиссер Геннадий Полока)
  • 1969 — «Хозяин тайги» (Режиссер Владимир Назаров)
  • 1969 — «Опасные гастроли» (Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич)
  • 1973 — «Плохой хороший человек» (Режиссер Иосиф Хейфиц)
  • 1975 — «Бегство мистера Мак-Кинли» (Режиссер Михаил Швейцер)
  • 1975 — «Единственная...» (Режиссер Иосиф Хейфиц)
  • 1976 — «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (Режиссер Александр Митта)
  • 1979 — «Место встречи изменить нельзя» (Режиссер Станислав Говорухин)
  • 1979 — «Маленькие трагедии» (Режиссер Михаил Швейцер)

Семья

Учась на третьем курсе МХАТ Высоцкий познакомился со студенткой – Изой Жуковой. Вместе с ней играли в студенческих спектаклях. После начала романтических отношений стали жить вместе в коммунальной квартире. Закончив обучение, супруга по распределению уехала в Киев, куда Владимир приезжал каждые выходные. После ее возвращения в столицу в 1960 году молодые люди поженились.

К моменту официального развода в 1965 году, отношения между супругами расстроились. С 1962 года Высоцкий уже жил с актрисой Людмилой Абрамовой, с которой познакомился во время съемок фильма-катастрофы «713 просит посадку». Осенью 1962 года Людмила и Владимир стали родителями, у них родился сын Аркадий, а через два года второй ребенок – Никита. Официально Абрамова и Высоцкий поженились в 1965 году.

В 1968 году пара распалась, Высоцкий к тому времени уже познакомился со знаменитой французской актрисой русского происхождения Мариной Влади. Их союз считался одним из самых красивых и трагичных в рамках того периода. Молодые люди познакомились во время рабочей поездки Влади в Москву в 1967 году. Через три года Владимир и Марина поженились. Первые шесть лет совместной жизни жили на расстоянии.

Для того чтобы быть вместе им требовалось получить разрешение на посещение СССР и Франции. Лишь в 1973 году Высоцкий смог получить многократную визу и возможность чаще уезжать за границу. Тогда же состоялось их первое с Мариной совместное путешествие по Европе, во время которого Высоцкий давал концерты и познакомился с большим числом знаменитых творческих деятелей.

Из-за проблем Владимира Семеновича с алкоголем и наркотиками, отношения между супругами в последние годы были натянутыми. Летом, незадолго до смерти, он приезжал в Париж к супруге, где они провели порядка трех недель вместе. В браке с Мариной провел около двенадцати лет, о чем написал в одном из последних своих стихотворений: «Мне меньше полувека – сорок с лишним, Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним…»

Болезнь и смерть

Некоторые факты и свидетельства указывают на то, что Высоцкий страдал алкоголизмом еще в молодости. Имеющаяся информация позволяет предположить, что в 1975 году он начал использовать наркотические вещества, чтобы «лечить» алкогольную зависимость. По словам врачей и очевидцев к началу 1976 года регулярной потребности в наркотиках у него еще не сформировалось. К 1977 году ситуация ухудшилась.

Перед смертью Высоцкий проходил лечение во французской наркологической клинике, однако полностью курс не прошел. Летом 1980 года играл в спектаклях, писал новые песни и выступал на концертах, хотя официально находился в годовом «творческом» отпуске. Последний раз вышел на сцену родного театра за неделю до кончины. Чувствовал себя плохо и ряд запланированных мероприятий после 18 июля были отменены.

Рано утром 25 июля 1980 года Высоцкий умер в квартире в Москве, не дожив четыре дня до своей поездки во Францию к супруге. Хотя после смерти Высоцкого никто не упоминал о наркотиках, жена – Марина Влади и журналист Владимир Перевозчиков говорили о том, что причиной смерти и остановки сердца талантливого актера, поэта и барда послужили именно они.

Высоцкий умер во время летней олимпиады в Москве. Информация о его смерти была опубликована лишь в виде короткого предложения в двух советских газетах. После смерти вскрытие не проводилось, согласно последней воле Владимира Семеновича. Благодаря поддержке друзей, был похоронен на Ваганьковском кладбище. На похороны и прощание с ним к стенам театра на Таганке на протяжении нескольких дней приходили тысячи людей.

Память

После смерти Высоцкого были обнародованы записи с интервью, которые длительное время лежали на полке или, согласно документам, должны были быть уничтожены. Пластинки с его песнями поступили в производство и последующую продажу, а стихи, которые при жизни не были опубликованы – начали издаваться огромным тиражом. В 1982 году после длительных согласований на могиле Владимира был установлен памятник.

Позднее в других городах России и за рубежом (США, Латвия, Украина, Польша, Германия, Болгария, Черногория и др.) были установлены мемориальные доски и скульптуры в память о выдающемся актере, поэте и исполнителе. Кроме того, в честь советского барда и актера в России созданы и работают около восьми музеев. Кроме физических объектов, Высоцкий продолжает жить в творчестве современников: от рок-музыкантов до кинофильмов.

Памяти Высокого посвящено более семидесяти документальных проектов и фильмов, среди которых: «Смерть поэта», «Где вы, волки?!», «нет вестей от Бога», «Ижевское дело», ««Мерседес» Высоцкого», «Мне есть что спеть», «Волга песни слышала…», «Марина Влади. Моя правда», «Французский сон», «Кинопроба», «Я, конечно, вернусь…», «Чтобы помнили», «Всенародный Володя» и др.

Награды и звания

  • 1987 — Государственная премия СССР — За создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен (посмертно)
  • 1998 — Премия МВД России — за роль Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Анастасия Васильева
Автор материала:Анастасия ВасильеваЖурналист-биограф сайта vsepersony.ru
Понравилась статья?
Мнения о Владимире Высоцком
  • Мнений общественности о Владимире Высоцком пока нет. Вы сможет стать первым.
Оставить своё мнение

Биография Владимира Высоцкого
Наверх