Терри Гиллиам
Режиссер, сценарист, актер
42 0 0Настоящее имя: Терренс Вэнс Гиллиам
Возраст: 84 года
Дата рождения: 22.11.1940
Место рождения: США, г. Миннеаполис
Гражданство: Великобритания
Знак зодиака: Скорпион
Семейное положение: Женат
Личный сайт: http://terrygilliamweb.com/
Социальные сети:
Терри Гиллиам — британский режиссёр и сценарист американского происхождения. С 2006 года, после отказа от гражданства США, является гражданином Великобритании. Известен как участник комик-группы «Монти Пайтон». Его кинематографические проекты отличаются гротеском и сюрреализмом. В число самых известных работ постановщика входят «Бразилия», «12 обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
Детство и юность
Терренс Вэнс Гиллиам родился 22 ноября 1940 года в Миннеаполисе, штат Миннесота. Его отец некоторое время работал в компании, занимающейся производством и продажей кофе, но в дальнейшем стал плотником. Когда Терри был подростком, семья переехала в Лос-Анджелес, где он окончил школу. После выпуска Гиллиам поступил в местный колледж, получил диплом в области политологии.
Профессиональная деятельность
Терри Гиллиам начинал профессиональную деятельность с работы аниматором и карикатуристом. Когда журнал, для которого он рисовал, закрылся, молодой человек переехал в Англию, где ему предложили должность на местной студии. Здесь Гиллиам работал над комедийным телешоу в качестве аниматора и оформителя. Он сотрудничал с комиками, с которыми в дальнейшем сформировал группу «Монти Пайтон».
Благодаря успеху шоу, над которым работали Терри и его коллеги, независимая британская сеть предложила им заняться новым проектом. Сериал группы под названием «Летающий цирк Монти Пайтона» выходил в телевизионный эфир на протяжении нескольких лет. Участники комедийной группы стали известны не только в Англии, но и за её пределами. Стиль комиков оказал сильное влияние на дальнейшие кинематографические проекты режиссёра.
Первые шаги в кинематографе Гиллиам делал в коротком метре. Он снял несколько короткометражек, а в 1975 году вместе с Терри Джонсом выпустил комедию «Монти Пайтон и Священный Грааль». В этот период между проектами комик-группы следовали длительные перерывы, поэтому Терри решил сосредоточиться на режиссёрской карьере. В 1977 году постановщик снял чёрную комедию под названием «Джаббервоки».
Дебютный проект режиссёра не получил признания критиков и зрителей, хотя намного позднее поклонники его полюбили. Следующая картина постановщика вышла только через несколько лет. В 1981 году состоялась премьера фэнтези «Бандиты во времени». Гиллиам также работал над сценарием ленты. В этом фильме начал меняться стиль Терри. Он отходил от привычного для «Монти Пайтона» формата скетчей.
Прорывом в его режиссёрской карьере стал фильм-антиутопия «Бразилия». Сценарий был вдохновлён романом Джорджа Оруэлла «1984», а также сюжетами Франца Кафки. Гиллиам планировал сделать финал достаточно мрачным. Однако студия настаивала на том, что финал должен давать зрителям надежду. Постановщик резко возражал против этого и организовал предварительные просмотры, чтобы выяснить мнение публики.
Под давлением общественности студии пришлось уступить, и «Бразилия» была выпущена с оригинальной концовкой, задуманной автором. Первый показ состоялся в начале 1985 года. Большинство критиков были в восторге от картины. Её называли одним из лучших проектов, снятых в жанре антиутопии. Лента получила две номинации на премию «Оскар», в том числе за лучший оригинальный сценарий.
В дальнейшем Терри не раз упоминал о том, что считает «Бразилию» частью трилогии, куда включает также предыдущий фильм «Бандиты во времени» и следующую работу под названием «Приключения барона Мюнхгаузена». Фильм-антиутопия принёс ему известность в мире кино и позволил приступить к реализации нового проекта. В основу очередной картины режиссёра легла история жизни легендарного Мюнхгаузена.
Первоначально бюджет проекта должен был составить 23 миллиона, но в ходе съёмок он был увеличен в два раза. Премьера «Приключений барона Мюнхгаузена» состоялась в 1988 году. Из-за перестановок в руководящем составе студии, которая занималась прокатом, фильм показали лишь в небольшом числе кинотеатров. В результате сборы оказались достаточно скромными. При этом критики положительно отзывались о работе режиссёра. Лента получила четыре номинации на «Оскар».
Следующие проекты Терри также были объединены им в трилогию. Её первой частью стала комедийная драма «Король-рыбак», вышедшая на экраны в 1991 году. Гиллиам рассказал, что при работе над этим проектом отступился от собственных правил. Режиссёр не стал самостоятельно писать сценарий, а также согласился сотрудничать с крупной студией. Картина собрала в прокате свыше 41 млн долларов при бюджете в 24 миллиона.
Фильм выдвинули в нескольких номинациях премии «Оскар». Также «Король-рыбак» был отмечен наградами престижных мировых фестивалей кино, в том числе Венецианского. Второй частью новой трилогии стала фантастическая лента «12 обезьян», выпущенная в кинотеатрах в 1995 году. Создатели черпали вдохновение во французской короткометражке «Взлетная полоса».
Картина была коммерчески успешной и заработала в прокате свыше 168 млн долларов. Ленту отметили призами Берлинского кинофестиваля, наградами премий «Сатурн» и «Золотой глобус». После выхода фильма Гиллиам начал работать над завершающей частью трилогии. Комедийная драма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» вышла на экраны в 1998 году.
В основу сюжета лёг одноимённый роман американского писателя Хантера Томпсона. Первоначально сценарий был другим, но после того как Терри занял режиссёрское кресло, он полностью его переписал. Фильм оказался коммерчески провальным и не смог собрать в прокате сумму, потраченную на производство. Однако в дальнейшем в США и за пределами страны картина получила статус культовой.
После этого в карьере постановщика последовал длительный перерыв. Следующий проект увидел свет только в 2005 году, когда состоялась премьера двух полнометражных лент Терри. Одной из них стал фильм «Братья Гримм», основанный на сказочных сюжетах. На тот момент картина стала самой дорогостоящей работой режиссёра. Однако в прокате она провалилась, хотя и собрала больше 100 млн долларов.
В 2005 году также была выпущена драма «Страна приливов», основанная на одноимённой книге Митча Каллина. Работа велась параллельно со съёмками «Братьев Гримм». Премьерный показ состоялся в рамках кинофестиваля в Торонто. Зрители и критики восприняли проект неоднозначно из-за некоторых откровенных сцен. Однако фильм был отмечен несколькими наградами на крупных мировых кинофестивалях.
Гиллиам дебютировал и в качестве театрального режиссёра. Он поставил на сцене шоу, автором которого стал российский артист Вячеслав Полунин. В 2007 году Терри приступил к разработке нового проекта. «Воображариум доктора Парнаса» был выпущен в 2009 году в рамках Каннского кинофестиваля. Картина получила две номинации на «Оскар» и стала последней работой Хита Леджера перед его смертью.
Позднее постановщик снял несколько короткометражек, а в 2013 году выпустил новую полнометражную ленту. Разработка картины «Теорема Зеро» велась с 2009 года, но режиссёру пришлось прерваться, чтобы завершить работу над другими фильмами. Следующая картина Терри вышла только в 2018 году. «Человек, который убил Дон Кихота» стал самым продолжительным проектом постановщика. Работа над ним велась больше 20 лет.
Фильмография
Популярные фильмы с участием Терри Гиллиама по версии «КиноПоиск»:- 1975 — «Монти Пайтон и Священный Грааль»
- 1977 — «Джабервоки»
- 1981 — «Бандиты во времени»
- 1985 — «Бразилия»
- 1988 — «Приключения барона Мюнхгаузена»
- 1991 — «Король-рыбак»
- 1995 — «12 обезьян»
- 1998 — «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»
- 2005 — «Братья Гримм»
- 2005 — «Страна приливов»
- 2009 — «Воображариум доктора Парнаса»
- 2013 — «Теорема Зеро»
- 2017 — «Человек, который убил Дон Кихота»
Терри Гиллиам сейчас
Терри Гиллиам в 2022 году стал режиссёром театральной постановки. В 2021 году он начал работать над спектаклем «В лес». Постановщик сотрудничал с Лией Хаусман, с которой ранее они уже работали в Английской национальной опере. Пьесу «В лес» должны были поставить раньше, однако её отменили в период пандемии. Премьера постановки состоялась в Королевском театре в Бате летом 2022 года.
Вскоре стало известно о том, что Гиллиам работает над новым кинопроектом. Терри рассказал журналистам о том, что планирует снять фильм под названием «Карнавал в конце времён». Главные роли должны исполнить Джонни Депп, Джейсон Момоа, Адам Драйвер. О подготовке к проекту стало известно в 2024 году. Основные съёмки запланированы на 2025 год.
Личная жизнь и семья
Терри Гиллиам в течение нескольких десятилетий состоит в браке. Режиссёр женат на гримёрше Мэгги Уэстон с 1973 года. Она работала с мужем над несколькими проектами. У пары трое детей, которые также были задействованы в съёмках фильмов постановщика. С 1968 года Гиллиам имел двойное гражданство, когда стал жителем Британии. В 2006 Терри отказался от американского гражданства. Режиссёр живет в Лондоне, а также имеет резиденцию в Италии.
Награды и звания
- 1991 — Венецианский кинофестиваль — Серебряный лев («Король-рыбак»)
- 1996 — Берлинский кинофестиваль — Приз газеты Berliner Morgenpost («12 обезьян»)
- 2005 — Кинофестиваль в Сан-Себастьяне — Премия международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Страна приливов»)
- 2009 — Британская академия — Приз Британской академии человеку года
- 2011 — Европейская киноакадемия — Лучший короткометражный фильм («Целое семейство»)
- 2015 — Венецианский кинофестиваль — Специальная премия фонда имени Миммо Ротелла