Люк Бессон
Режиссер, сценарист, актер, продюсер,
22 0 0Настоящее имя: Люк Поль Морис Бессон
Возраст: 66 лет
Дата рождения: 18.03.1959
Место рождения: Франция, г. Париж
Гражданство: Франция
Рост: 173
Вес: 85
Знак зодиака: Рыбы
Семейное положение: Женат
Личный сайт: http://www.luc-besson.com/
Социальные сети:
Люк Бессон — французский режиссёр и продюсер, один из величайших кинодеятелей планеты и автор фэнтезийных романов. Люк приложил руку в создании свыше 50 киноработ, причём многие из них стали хитами, несмотря на разгромные рецензии критиков. Бессон внёс огромный вклад в развитие киноиндустрии и за свою карьеру удостоился множества наград за работы на французском и английском языках.
Детство и юность
Люк Поль Морис Бессон родился 18 марта 1959 года в XV округе Парижа в семье профессиональных инструкторов по дайвингу. Родители постоянно курсировали по югу Европы в поисках туристов, разъезжая между итальянскими, греческими и югославскими курортами, и мальчик путешествовал вместе с ними. Кочевая жизнь его вполне устраивала.
В 1969 году семья вернулась на родину, и мать с отцом вдруг решили развестись. Позже они сошлись вновь. Всё это время мальчик продолжал осваивать навыки погружения и увлёкся фотосъёмкой, что повлекло за собой желание стать морским биологом. Однако травма, полеченная им в 1976 году, поставила крест на мечте — парень больше не смог погружаться на глубину. Это печальное событие заставило пересмотреть взгляды на будущее.
Вопрос с выбором профессии решился в одно утро, когда подросток проснулся, взял в руки лист бумаги, разделил его на две половины, в одной записал свои навыки и способности, а в другой перечислил всё, что не умеет. И обнаружил, что главные его способности — это умение рисовать, фотографировать и кратко излагать свои мысли на бумаге. В этот момент и появилась идея попробовать свои силы в кино.
Ему помог друг, обратившийся с просьбой к знакомому, чей родственник работал одним из помощников режиссёра короткометражек. Люк посетил съёмочную площадку, после чего вернулся домой и сообщил маме, что намерен научиться снимать кино. Ради новой цели он бросил школу и занялся съёмками короткометражного фильма. Это была плохая работа, но Бессон сделал вывод, что способен снимать кино. Остальное — дело практики.
Во второй половине 1970-х годов образование не играло большой роли. Люк предпочитал обучаться самостоятельно на практике, пробуя различные подходы. Он начал осваивать режиссёрское мастерство со съёмок короткометражных проектов — рекламных роликов и музыкальных клипов. Сначала получалось так себе, но постепенно он смог выработать свой стиль, который станет впоследствии узнаваемым во всём мире.
Профессиональная деятельность
В 1977 году Люк Бесон устроился ассистентом режиссёра. Сначала он работал с Клодом Фаральдо, затем — с Патриком Гранперре. Первыми его заказами стали три короткометражки. Затем Бессон получил предложение снять документальный фильм и ряд роликов для рекламы. На следующий год он бросил работу, чтобы переехать в Голливуд и набраться опыта у лучших кинематографистов, но вскоре вернулся во Францию и попал в армию.
Отслужив в рядах Вооружённых сил 3 года, Люк решает заняться киносъёмками всерьёз и основывает продюсерскую компанию Les Films du Loup. Позже он переименовывает её в Les Films du Dauphin. Первыми заказами новоиспечённого продюсера стали съёмки музыкальных клипов. Параллельно он работал ассистентом у именитых режиссёров и набирался опыта. Свою первую короткометражку — «Предпоследний», Люк снял в 1981 году.
Первым полнометражным режиссёрским дебютом стала лента «Последняя битва», вышедшая в 1983 году. В основу сюжета легла короткометражка «Предпоследний» — в обеих картинах на первых ролях сыграл Жан Рено. Критики восприняли картину хорошо, и режиссёр удостоился нескольких наград. На следующий год Люк снял ленту «Не бросайте трубку», которая не произвела на специалистов особого впечатления.
В 1985 году выходит «Подземка», главную пару в которой сыграли Кристофер Ламберт и Изабель Аджани. Уже на следующий год картина вошла в тройку лучших во Франции. Её посмотрели свыше 3 млн французов. Эта работа принесла Бессону первую в своей карьере премию «Сезар». В 1986 году режиссёр завершает съёмки киноленты «Камикадзе», затем в течение двух лет работает над проектом «Голубая бездна», вышедшем в прокат в 1988 году.
В основу сюжета легла реальная история о человеке, профессионально занимающимся фридайвингом. Фильм был высоко оценён критиками, и Бессон получил сразу две премии «Сезар». Однако прокат провалился, и режиссёр принял решение снять американскую версию картины, в которой полностью изменил концовку в пользу зрелищности. А затем начал работать над проектом, который впоследствии станет культовым.
Кинофильм «Никита» вышел в 1990 году. Лента принесла Бессону «Золотой глобус» и стала, по сути, началом развития нового поджанра в стиле экшн, главная сюжетная линия в котором строится на превращении хрупкой и беспомощной женщины в безжалостного киллера. На следующий год режиссёр отметился работой над полнометражным фильмом «Холодная луна» и документальной лентой «Атлантис».
На фоне успеха «Никиты» Джон Бэдэм обращается к Бессону с просьбой адаптировать сценарий для Голливуда. Так появляется ремейк фильма с названием «Возврата нет», который вышел в прокат в 1993 году. Люк выступил сценаристом, а роль главной героини досталась Бриджит Фонда. Спустя 4 года по одноимённому сюжету вышел сериал «Ее звали Никита», к которому Бессон написал сценарий.
Ещё одной работой 1993 года стал фильм «Львенок», в котором Люк выступил в качестве продюсера. На следующий год вышла кинолента «Леон», которая также стала культовой. Эта история о непростом моральном выборе открыла двери в мир большого кино для Натали Портман. Фильм стал ориентиром для всех, кто в последующие годы работал над проектами, в основе сюжета которых лежит месть.
Затем Бессон практически исчез из поля зрения и появился в 1997 году с очередным шедевром. Сценарий к фантастическому проекту «Пятый элемент» Люк писал со школьных лет. А когда закончил, выпустил фильм с Милой Йовович и Брюсом Уиллисом в главных ролях. Эта работа принесла Бессону очередной «Сезар» и ещё несколько премий, а затем на протяжении следующий 15 лет оставалась самой кассовой во французском прокате.
В этом же году он спродюсировал британский фильм «Не глотать» и написал сценарий для комедии «Такси», которая вышла в 1998 году. Лента стала настолько популярной во всём мире, что пришлось создавать целую франшизу. В режиссёрское кресло Бессон вернулся лишь спустя год, сняв историческую ленту «Жанна Д’Арк». За великолепную режиссуру Люк получил премию «Люмьер», но в коммерческом плане фильм провалился.
С этого момента Бессон надолго прекращает режиссёрскую деятельность и в течение следующих 6 лет концентрируется на работе сценариста и продюсера. В 2000 году он пишет сценарий для фильма «Такси 2», в котором даже сыграл небольшую роль. Параллельно продюсирует ленты «Танцовщица» и «Выход». На следующий год по его сценарию снимаются картины «Поцелуй дракона» и «Васаби». Он также выступил продюсером в проекте «15 августа».
В этом же году был снят по его сценарию фильм «Ямакаси: Новые самураи», а в 2002 году Люк спродюсировал две работы — «Бланш» и «Перевозчик». Последний проект стал коммерчески успешным и послужил началом создания новой франшизы. К этому моменту Бессон стал примером для многих кинодеятелей, заложил основы нового современного боевика, в котором динамические события тесно переплетаются с драматическим сюжетом.
В этом же году Люк заканчивает писать свой первый фэнтезийный роман «Артур и минипуты». Следующий, 2003 год стал весьма насыщенным в карьере Бессона. Он написал сценарий и выступил в качестве продюсера в 7 проектах, из которых самым значимым стала комедия «Такси 3». Публика с нетерпением ждала её выхода и была разочарована. Кинолента собрала неплохой чек, но подверглась критике. Рейтинг одобрения составил всего 51%.
В 2004 году выходят 4 фильма, из которых 3 сняты по сценарию Бессона. Мистический триллер «Багровые реки 2: Ангелы Апокалипсиса» был встречен хорошо и сполна окупился. Фильм «Нью-Йоркское такси» собрал приличную кассу, а «13 район» познакомил мир с новым видом городского спорта — паркуром, и стал законодателем моды в боевиках «нулевых» годов. В картине «Точная копия» Люк выступил продюсером.
Весь 2005 год Бессон усердно работал, выпустил вторую книгу под названием «Артур и Запретный город», а также поучаствовал в 12 кинопроектах. «Дэнни цепной пес» смог окупиться. В комедии «Ze фильм» Люк выступил в качестве продюсера. «Суфлер» и «Северо-восток» не принесли кинодеятелю дополнительного успеха, а «Три могилы» провалились в прокате, но привлекли внимание к трагедии на американо-мексиканской границе.
«Перевозчик 2» показал великолепный результат в прокате, а «Револьвер», напротив, провалился, хотя в обеих картинах блистал великолепный Джейсон Стэйтем. Ещё одной недооценённой работой стала лента «Быть Стенли Кубриком», однако наиболее примечательным событием этого года стало возвращение Бессона в режиссёрское кресло. Первой после длительной паузы режиссурой стал «Ангел-А».
В 2006 году Люк спродюсировал 10 проектов, среди которых следует отметить ленту «Бандитки». Вестерн с двумя очаровательными испаноговорящими кинодивами в главных ролях — Пенелопой Крус и Сальмой Хайек, не принёс ожидаемого успеха. Также в этом же году он экранизировал свою первую книгу «Артур и минипуты». Хитами следующего, 2007 года, стали работы «Хитмэн», «Такси 4» и хоррор «Граница».
В 2008 году вышли ещё два фильма, впоследствии ставшие коммерческими хитами. Боевик «Заложница» вызвал разочарование у критиков, которые, кроме динамики и большого количества боевых сцен, не увидели в нём ничего выдающегося. «Перевозчик 3» также не вызвал бурю восторга, но был встречен в целом хорошо. Однако зрителям понравились обе картины. И в обоих проектах Люк выступал одновременно в роли сценариста и продюсера.
В этом же году Люк спродюсировал ещё одну картину — «Мисс июнь», но уже в 2009 году возвращается к привычному для себя плотному графику работ. Он публикует третью книгу, «Артур и месть Урдалака», адаптирует её под сценарий и экранизирует. Участвует в работе над фильмом «Из Парижа с любовью», который едва окупился. В этом же году выходит «13-й район: Ультиматум». И от тоже провалился в прокате.
С 2010 года творческая активность Бессона пошла на спад. Он вновь занял режиссёрское кресло для экранизации своего четвёртого романа «Артур и война двух миров». Работал над фильмом «22 пули: Бессмертный» с участием любимого актёра Жана Рено, а также снял фэнтезийную ленту «Необычные приключения Адель». В 2012 году в его активе три работы — «Заложница 2», «Леди» и «Коломбиана». Последний был традиционно раскритикован.
Замечательная комедия «Малавита» вышла в прокат в 2013 году. Удивительно, но критики сочли картину несмешной, а вот зрителям она понравилась, что положительно сказалось на доходах в прокате. Ещё одним проектом этого года стала картина «(Не)жадный принц». Следующей режиссёрской работой для Бессона были съёмки киноленты «Люси», появившейся в прокате в 2014 году. Релиз продемонстрировал сумасшедший кассовый чек.
«Три дня на убийство» показал хорошие результаты по итогам проката. Люк написал к нему сценарий и занял место продюсера. «13-й район: Кирпичные особняки» стал не менее успешным, а вот драма в силе вестерн «Местный» провалилась в прокате, но критики весьма лестно отзывались о нём. А в начале 2015 года выходит кинолента «Заложница 3» — весьма успешный коммерческий проект, как и «Перевозчик: Наследие».
В 2016 году Бессон отметился лишь одной работой — «Врата воинов». А на следующий год Люк занимает место в продюсерском кресле во время работы над сериалом «Заложница: Начало». В этом же сезоне он снимает «Валериан и город тысячи планет». Эта лента стала самым дорогим европейским кинопроектом в истории. Критики оценили работу весьма сдержанно, и творение Бессона едва смогло окупить себя в прокате.
Спустя 11 лет вышла, к большой радости поклонников, очередная часть франшизы «Такси 5». Критики разнесли картину в пух и прах, а исполнитель главной роли в предыдущих частях Сами Насери обвинил создателей фильма в некомпетентности. Другими работами этого сезона стали «Ева» и «Курск». Первый релиз подвергся резкой критике и был назван «неинтересным», а второй получил хорошие оценки, но провалился в прокате.
В следующем году Бессон снял шпионский триллер «Анна», который весьма негативно встретили в России, после чего режиссёр попросил прощение у россиян и взял трёхлетнюю паузы. В период с 2022 по 2024 год он срежиссировал три ленты. Релиз «Проклятие Артура» оказался провальным во всех смыслах. «Догман» вызвал противоречивые отзывы. Третьей режиссёрской работой стала лента «Агент на уик-энд».
Творчество Люка Бессона всегда воспринималось противоречиво. Картины, вызывающие восхищение среди критиков, в большинстве случаев проваливались в прокате. А фильмы с негативными оценками от специалистов очень часто имели коммерческий успех. Как отметил критик Зельвенский, Бессону нет равных в категории «так плохо, что очень хорошо». Создавать настолько неоднозначные произведения по силам только настоящему мастеру!
Фильмография
Популярные фильмы с участием Люка Бессона по версии «КиноПоиск»:- 1998 — «Такси» (Люк Бессон)
- 2000 — «Такси 2» (Люк Бессон)
- 2001 — «Васаби» (Люк Бессон)
- 2002 — «Перевозчик» (Люк Бессон)
- 2003 — «Такси 3» (Люк Бессон)
- 2005 — «Ангел-А» (Люк Бессон)
- 2005 — «Револьвер» (Люк Бессон)
- 2007 — «Такси 4» (Люк Бессон)
- 2017 — «Валериан и город тысячи планет» (Люк Бессон)
- 2019 — «Анна» (Люк Бессон)
Люк Бессон сейчас
Люк Бессон наслаждается семейной жизнью с молодой женой и продолжает разрабатывать новые проекты. Известно, что в 2026 году он намерен выступить в качестве продюсера как минимум в одной картине — «Флора Плам». Его продюсерская компания EuropaCorp S. A. постепенно захватывает мир, открыв представительства в Китае, Японии, Нидерландах и Голливуде. Режиссура и продюсирование остаются по-прежнему делом жизни Бессона.
Люк — далеко не самая медийная личность, в отличие от своей новой избранницы, которая не стесняется публично критиковать видных общественных и политических деятелей. Он открыто выражает свою любовь к Москве, и даже посетил столицу России в 2024 году, где побывал на Московском культурном форуме. Но о получении российского гражданства даже не думает, и причиной тому служат суровые русские зимы.
Многие фильмы Люка стали культовыми, но он не намерен снимать их продолжение, поскольку не видит в этом никакого смысла. Его режиссёрский стиль стал предметом для подражания многих молодых режиссёров. Среди современных звёзд есть немало тех, кто получил известность, благодаря работам режиссёра, а его имя стало знаком качества в кинематографе. Яркие образы и динамичный сюжет — вот основа успеха проектов Бессона!
Награды и звания
- 1998 — Лучший режиссер («Пятый элемент») — Сезар
- 1998 — Британская академия — Премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года («Не глотать»)
- 2023 — Венецианский кинофестиваль — Премия ассоциации Fanheart3 - лучший фильм («Догмен»)
Личная жизнь и семья
Люк Бессон четырежды женат. Его первой спутницей жизни стала актриса Анн Парайо. Пара узаконила свои отношения в 1986 году. Брак продлился 5 лет. В 1987 году у супругов родился первенец — девочка, которую назвали Жульетт. Во второй раз режиссёр женился в 1992 году. Его избранницей вновь стала актриса, Майвен Ле Беско, с которой он познакомился в 1991 году. Влюблённым пришлось ждать год, пока девушке не исполнится 16 лет.
В 1997 году Бессон повстречал на съёмочной площадке Милу Йовович и влюбился. В этом же году он развёлся с женой, чтобы расписаться со своей новой пассией. Но любовь прошла, и брак распался в 1999 году. В течение следующих 5 лет Люк жил один, пока не повстречал продюсера Виржини Силла. Пара поженилась в 2004 году. За время супружеской жизни супруги родили трёх детей — двух дочерей, Талию и Сатин, а также мальчика Мао.
Начиная с 2018 года, Бессон неоднократно обвинялся в насильственных действиях. Первое обвинение ему предъявила актриса Сэнд Ван Рой. В июле этого же года к обвинительной стороне присоединились ещё три женщины, якобы пострадавшие от сексуальных домогательств режиссёра. К декабрю количество потерпевших выросло до 9 человек. Однако суд счёл доводы потерпевшей стороны неубедительными и вынес оправдательный вердикт.
Женщины не сдавались и осенью 2019 года подали повторное заявление. Но и на этот раз их претензии были отклонены за недостаточностью улик. Бессон был полностью оправдан, а позже и вовсе проходил по делу в качестве свидетеля. Всё это отрицательно сказалось на его семейной жизни. И лишь в 2025 году он вновь вступил в серьёзные отношения. На этот раз его избранницей стала 36-летняя Сара Зальдманн, юрист и писатель.
Люк Бессон с бывшей женой Виржини Силла и детьми