Крамаров Савелий Викторович
Актер кино, комик
3 526 15 6Возраст на момент смерти: 60 лет
Дата рождения: 13.10.1934
Место рождения: Москва
Дата смерти: 06.06.1995
Место смерти: Сан-Франциско, США
Гражданство: СССР, США
Рост: 169
Знак зодиака: Весы
Семейное положение: В браке
Крамаров Савелий Викторович (13.10.1934 – 06.06.1995) – советский актер кино, комик. Обладатель звания заслуженный артист РСФСР. После эмиграции в 1981 году снимался в Голливуде, был членом Американской гильдии актеров. Сыграл более чем в шестидесяти пяти полнометражных советских и американских фильмах. Обладал яркой запоминающейся актерской манерой игры.
Ранние годы
Савелий родился в интеллигентной семье. Отец окончил юридический факультет Киевского университета и имел адвокатскую практику в Москве. Мать занималась воспитанием детей. В семье кроме мальчика росла дочь – Татьяна, старше Савелия на четыре года. В марте 1938 году отец был осужден на восемь лет за контрреволюционную деятельность без права вернуться в столицу после отбывания срока.
С началом войны семья эвакуировалась на Урал, после мать с детьми вернулись в Москву. В 1946 году отец был освобожден, но спустя четыре года повторно осужден и приговорен к ссылке на поселение в Красноярском крае. Какое-то время работал дворником, снимал комнату. В марте 1951 года покончил жизнь самоубийством. Через несколько месяцев мать Крамарова умерла от рака. В 1956 году отец был оправдан.
Образование
После смерти матери Крамарова с сестрой взяли на воспитание родственники. Получив аттестат, Савелий сдал экзамены и поступил в Лесотехнический институт, который окончил в 1958 году. Параллельно с учебой стал ходить в театральную студию. Впервые снялся в кино в 1959 году у начинающего режиссера Юрий Челюскина. Позже, в 1972 году поступил в ГИТИС на актерский факультет.
Кинокарьера в СССР
Хотя в 1967 году Савелий какое-то время трудился в театре, но предпочитал работу в кино. После успешного дебюта в 1959 году, Крамарова стали часто приглашать на различные кинопроекты. Талант актера проявлялся в том, что даже маленькие и эпизодические роли он умел превратить в яркие и запоминающиеся зрителю. Первое время режиссеры предлагали только небольшие роли, «дозируя» актера своих в картинах.
В следующие несколько лет Савелий играл однотипных героев: глуповатых, страшных и смешных парней. Так получилось, что Крамаров сыграл узнаваемый в то время типаж, который в народе назывался «безотцовщиной». Такими стали роли в: мелодраме Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», драме Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька!..», приключенческом фильме Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» и др.
Сценарий к комедии «Джентльмены удачи», Георгий Данелия писал месте с Викторией Токаревой и Александром Серым. Главные роли создавались под конкретных актеров: Доцент под Евгения Леонова, Хмырь – Георгия Вицина, Косой – Савелия Крамарова. Для Савелия Викторовича – это была первая главная роль. Фильм был феноменально успешен. Только в 1965 году его посмотрело более шестидесяти пяти миллионов человек.
Еще одной яркой работой в 1971 году стала роль одноглазого председателя шахматной секции в Васюках в криминальной комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Главные роли сыграли: Арчил Гомиашвили, Серей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Наталья Воробьева, Гликерия Богданова – Чеснокова, Нина Гребешкова, Юрий Никулин, Наталья Варлей и др.
Яркой и самобытной стала работа в фантастической комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». По сюжету, главные герои пенсионер Иван Васильевич и вор-домушник Жорж Милославский (в исполнении Юрия Яковлева и Леонида Куравлева) меняются местами с царем Иваном Грозным. Оказывается, что пенсионер Иван Васильевич как две капли воды похож на царя.
Пока инженер-изобретатель чинит машину времени, героям нужно как-то выживать в новых для себя обстоятельствах. Савелий Викторович сыграл дьяка Феофана, который помогает новоприбывшим гостям из будущего, принимая их за своих соотечественников. На экраны фильм вышел в 1973 году и стал очень популярным. Входит в топ-250 лучших фильмов по версии крупнейшего русскоязычного интернет-сервиса о кино.
В 1973 году Крамаров снялся в музыкальной фантастической комедии Юрия Саакова и Юрия Цветкова «Эта веселая планета». Сюжет строится вокруг прибытия в карнавальную ночь инопланетян в один из советских домов культуры. Проникаясь атмосферой праздника, пришельцы учатся чувствовать, испытывать эмоции и быть немного землянами. В фильме снимались: Савелий Крамаров, Леонид Куравлев, Виктор Сергачев и др.
В 1975 году Савелий Крамаров продолжил сотрудничество с Леонидом Гайдаем и снялся в новелле «Свадебное происшествие», вышедшего в рамках кинофильма «Не может быть!». Фильм снят по произведениям советского писателя и драматурга Михаила Зощенко. Актер работал на площадке с уже знакомыми партнерами: Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Светлана Крючкова и т.д.
Через год сыграл в остроумной музыкальной интерпретации известной истории про Волка и Семерых Козлят. Режиссером стала Элизабета Бостан. Фильм создавался совместными усилиями трех стран: СССР, Франции и Румынии. В главных ролях снялись: Людмила Гурченко, Михаил Боярский, Олег Попов, Валентин Монохин и др. Савелий Крамаров досталась роль Волчонка – одного из шалопаев из команды Серого Волка.
В 1978 году принял участие в съемках омнибус-фильма «По улицам комод водили», состоящий из девяти новелл. Актер сыграл старшего преподавателя, принимающего экзамен у студента в новелле «Экзамен». В тот же год он снялся в комедии «Живите в радости». Фильм о доверчивом изобретателе (Леонид Куравлев), которого при строительстве моста обманывают жулики (Савелий Крамаров и Владимир Басов).
Стоит отметить крошечные и эпизодические, но невероятно выразительные роли, которые актер сыграл в: комедии «Тридцать три», приключенческом фильме «Неуловимые мстители», комедии «Большая перемена», военной драме «На семи ветрах», семейном фильме «Сказка о потерянном времени», семейной исторической картине «Город мастеров», трагикомедии «Афоня», трагикомедии «Мимино» и др.
Переезд в США
Модель поведения Крамарова выделялась среди советских актеров. Он большое внимание уделял здоровью: не употреблял алкоголь, был вегетарианцем и занимался йогой. Кроме того, Крамаров посещал синагогу и отказывался от работы и съемок по субботним дням. После того как родственник Савелия Викторович эмигрировал в Израиль, актер стал персоной нон грата.
К началу восьмидесятых ему почти перестали предлагать сниматься в кино. Крамаров подал документы на выезд из страны, но получил отказ. Покинуть СССР актер смог только в 1981 году, после того как написал письмо американскому президенту Рональду Рейгану. В письме Крамаров обратился к Рейгану как к бывшему коллеге (в прошлом тот был актером) и попросил у него помощи в организации своего отъезда из СССР в США.
Письмо Крамарова было зачитано на международной американской радиостанции. В конце октября 1981 года Савелий Викторович получил документы и уехал из страны. Обосновался в Лос-Анджелесе, первое время жил у своего знакомого, потом снимал квартиру. Съемки в Голливуде и регулярный заработок позднее позволили ему приобрести в собственность недвижимость в Калифорнии.
Кинокарьера в США
Первой заметной работой в кино на западе для актера стала роль советского космонавта Владимира Руденко в научно-фантастическом фильме режиссера Питера Хайамса «Космическая одиссея 2010 года». По сюжету, членам космического экипажа предстоит активировать выведенный из строя суперкомпьютер. Фильм участвовал в нескольких номинациях на Оскар в 1985 году.
Кроме того, в 1984 году актер снялся в успешной комедийной мелодраме «Москва на Гудзоне». Крамаров сыграл агента КГБ, который пытается убедить советского музыканта вернуться на родину, между делом приторговывая хот-догами на улицах Нью-Йорка. С Крамаровым на площадке играли: Робин Уильямс, Мария Кончита Алонсо, Александр Бениаминов, Кливант Деррикс и др.
Летом 1986 года на экраны вышла еще одна картина с участием актера. В криминальном боевике Уолтера Хилла «Красная жара» Крамаров сыграл сотрудника консульства, который сообщает главному герою – отважному капитану милиции Ивану Данко о недовольстве начальства ходом и результатами его оперативных действий. В боевике снялись: Арнольд Шварцнеггер, Джеймс Белуши, Питер Бойл, Лоренс Фишберн, Джина Гершон и др.
В 1993 году Савелий снялся в романтической драме Гленна Гордона Кэрона «Любовная история». Случайно встретившись, Майк и Терри влюбляются друг в друга. Будучи несвободными, они решают испытать свое чувство. В мелодраме Крамарову досталась эпизодическая роль – русского матроса-телефониста. Это был одиннадцатый и последний иностранный фильм с его участием. Состоял в Американской гильдии актеров.
Фильмография
Популярные фильмы с участием Савелия Крамарова по версии «КиноПоиск»:- 1964 — «Сказка о потерянном времени» (Режиссер Александр Птушко)
- 1965 — «Тридцать три» (Режиссер Георгий Данелия)
- 1966 — «Неуловимые мстители» (Режиссер Эдмонд Кеосаян)
- 1968 — «Новые приключения неуловимых» (Режиссер Эдмонд Кеосаян)
- 1971 — «Джентльмены удачи» (Режиссер Александр Серый)
- 1971 — «12 стульев» (Режиссер Леонид Гайдай)
- 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию» (Режиссер Леонид Гайдай)
- 1975 — «Афоня» (Режиссер Георгий Данелия)
- 1975 — «Не может быть!» (Режиссер Леонид Гайдай)
- 1976 — «Мама» (Режиссер Элизабета Бостан)
- 1977 — «Мимино» (Режиссер Георгий Данелия)
- 1984 — «Космическая одиссея 2010» (Режиссер Питер Хайамс)
- 1988 — «Красная жара» (Режиссер Уолтер Хилл)
- 1989 — «Танго&Кэш» (Режиссеры: Андрей Кончаловский, Альберт Магноли)
- 1993 — «Настя» (Режиссер Георгий Данелия)
Семья
С первой супругой Савелий Викторович познакомился во время учебы в ГИТИСе. Молодые люди развелись, пробыв в браке меньше года. Начав сниматься в кино, у актера начались отношения с Марией Шатинской, она работала гримером. Отношения между ней и Крамаровым продлились около тринадцати лет. За это время у них родилась дочка, которая в младенчестве погибла.
В 1986 году Савелий Крамаров женился на Марине Зборовской. Через два года у них родилась дочь. Девочку назвали в честь матери актера – Батия. Крамаров развелся с Мариной, но сохранил с ней приятельские отношения ради дочери, которую обожал. Третьей супругой стала Наталья Сирадзе. Они поженились в октябре 1994 года и прожили в браке чуть более полугода.
Смерть
Хотя Крамаров уделял своему здоровью пристальное внимание и вел здоровый образ жизни, в январе 1995 года у него обнаружили злокачественное новообразование толстого кишечника. Спустя месяц была сделана операция и он прошел курс химиотерапии. В результате проведенной операции возникли осложнения в сердце, что привело к инсульту. 6 июня 1965 года он умер в клинике от повторного кровоизлияния в мозг.
Был похоронен на еврейском кладбище в маленьком городе штата Калифорния, неподалеку от Сан-Франциско. В 1997 году друзья – скульпторы Вячеслав Бухаев и Михаил Шемякин установили на его могиле монумент. За несколько лет до смерти актер смог дважды побывать на родине. Сначала в 1992 году в качестве почетного гостя российского кинофестиваля в Сочи, а потом в 1994 году.
Награды и звания
- 1974 — Заслуженный артист РСФСР
В Советском союзе Севелия Крамарова знали все, он был очень популярным и всенародно любимым артистом, хоть на его счету не было ни одной главной роли.
Комедийный актер, который хотел играть серьезные роли. Но внешность Крамарова делала из него комика по определению.
У меня стойкое впечатление, что он так до конца и не раскрылся. Почему-то его чаще снимали в эпизодах и даже в таком случае, он играл так, что глаз не оторвать.
Я вообще считаю, что это наверное лучший комик у нас в кино был.
Кстати мало кто знает, что он снялся в огромном количестве классных американских фильмов. Чего стоит только «Танго и Кэш» и «Красная жара».
Читала когда-то его интервью, что он хочет отойти от комедийного героя и сыграть серьезную роль. Возможно это желание так же с подвигло его уйти на американскую сцену, где его не знали и он смог бы реализоваться.
Я когда-то смотрела интервью с Савелием Крамаровым, где он одной из причин своего отъезда из СССР называл желание сменить амплуа, ему не нравилось, что все его роли комедийные, и режиссёры больше акцентировали внимание зрителей на внешности артиста, на его косоглазии в частности, чем на его способностях, как талантливого актёра.
Согласна с Владимиром. Крамаров — человек-загадка. Смешной и страшненький в кадре. А каким был в жизни? Даже если таким же, как в кино, добрым и открытым на съемочной площадке (предполагаю), то эмиграция, как оказалось, не стала просто меркантильным решением, человек много выстрадал, в том числе и несправедливо.